Кабинет недропользователя

Доклад Руководителя Федерального агентства по недропользованию А.А.Ледовских на заседании Коллегии Роснедр на тему: «Основные результаты работ Федерального агентства по недропользованию в 2011 году и приоритетные задачи на 2012 год»

Уважаемые коллеги! 

Восемь лет прошло со времени образования Федерального агентства по недропользованию.  За прошедшее время существенно усилилась государственная поддержка геологической отрасли, что дало нам возможность целенаправленно и планомерно потрудиться над сохранением и восстановлением потенциала российской геологии. А, главное, все эти годы Роснедра работало над решением важнейшей государственной задачи - развитием минерально-сырьевого комплекса страны, выполняя Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья, в рамках реализации которой выполняются все геологоразведочные работы на территории Российской Федерации. Назову наиболее важные достижения деятельности Агентства с 2005 по 2011 год.

Обеспечено полное обновление Государственной геологической карты Российской Федерации масштаба 1:2 500 000, а также гидрогеологической и инженерно-геологической карт. Это позволило осуществить переоценку минерально-сырьевых ресурсов территории России на новой геологической основе. Выявлено 379 перспективных геологических участков в ранге рудных районов, узлов и полей.

Выполнены геолого-геофизические и батиметрические работы с целью обоснования расширенной внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане в районе поднятия Менделеева и в районе хребта Ломоносова. Результаты этих работ позволят обеспечить увеличение площади континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. км2. Ресурсы углеводородного сырья на этой площади оцениваются в 4,9 млрд. тонн условного топлива.

По результатам геологоразведочных работ на нефть и газ прирост прогнозных ресурсов углеводородного сырья категории D1 составил 38,1 млрд. тонн условного топлива. Уровень компенсации добычи приростом запасов, который может быть получен за счет этих прогнозных ресурсов - 87%. Подготовлено к лицензированию 2,35 млн. км2 перспективных площадей преимущественно на территории Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) в районе строящегося нефтепровода.

Недропользователями в 2005 - 2010 годах за счет собственных средств открыто 367 месторождений углеводородного сырья. Прирост разведанных запасов обеспечивает воспроизводство сырьевой базы углеводородов. Коэффициенты компенсации добычи приростами запасов составили: по нефти 1,32 и по газу 1,12 (с учетом переоценки запасов за счет коэффициента извлечения нефти на открытых ранее месторождениях).

На 40 видов твердых полезных ископаемых на 600 объектах проведены работы, направленные на выявление и оценку прогнозных ресурсов. На 150 получены положительные результаты. Обеспечено существенное восполнение поискового задела (фонда недропользования) по целому ряду полезных ископаемых: золото, серебро, железо, уголь, калийные соли и др.

В пределах Яно-Колымской золоторудной провинции локализованы и оценены значительные объемы прогнозных ресурсов золота (2 600 т), что с учетом имеющегося ресурсного потенциала обеспечивает возможность создания крупнейшего в стране центра золотодобычи - до 100-120 т золота в год.

В Калинградской области создана новая крупная сырьевая калий магниевых солей - 50 млн. т разведанных запасов.

В европейской части России обеспечены на долгосрочную перспективу потребности строительной промышленности за счет переданных в пользование месторождений цементного сырья.

В целях повышения эффективности использования природных ресурсов выполнена комплексная геолого-экономическая и технико-технологическая переоценка отдельных месторождений и рудных районов на основе применения новейших технологических решений по обогащению руд.     В результате работ по оценке минеральных ресурсов дна Мирового океана удовлетворена заявка России на выделение участка дна в Международном Районе океана для разведки и промышленного освоения месторождений глубоководных полиметаллических сульфидов, отвечающая геополитическим интересам России.

За счет внебюджетных источников обеспечено воспроизводство минерально-сырьевой базы по 22 видам твердых полезных ископаемых из 59, по которым недропользователями проводились оценочные и разведочные работы (золото, платиноиды, серебро, никель, кобальт, титан, цирконий, уголь и др.). Впервые государственным балансом учтены либо существенно переоценены запасы более чем 310 новых месторождений.

Наряду с созданием и поддержанием государственного фонда недр выполняется функция по распоряжению государственным фондом недр, как одним из видов недвижимого государственного имущества. Проведено более 5235 аукционов и конкурсов на право пользования недрами (1 802 на углеводородное сырье и 3433 на твердые полезные ископаемые). По результатам состоявшихся аукционов за счет разовых платежей в федеральный бюджет перечислено 366,3 млрд. руб. Затраты федерального бюджета на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы за этот период составили 108 млрд. руб.

Теперь перейдем к теме нашего сегодняшнего заседания.

Подводя итоги 2011 года необходимо отметить, что прошедший характеризуется самыми низкими объемами бюджетного финансирования за весь период деятельности Федерального агентства по недропользованию - 20 млрд. руб.

Это на 16% ниже уровня финансирования 2010 года (в сопоставимых ценах) и в 1,5 раза ниже уровня 2007 года, когда были отмечены максимальные объемы бюджетного финансирования и наиболее высокие показатели деятельности Роснедр.

Затраты недропользователей на геологоразведочные работы в 2011 году - 204,6 млрд. руб., в том числе на углеводородное сырье - 170, на твердые полезные ископаемые - 34,6. Затраты внебюджетных источников также уменьшились по сравнению с 2007 годом на 23% (в сопоставимых ценах), в том числе: на углеводородное сырье - на 24%, на твердые полезные ископаемые - на 19%.

Но если инвестиции недропользователей в геологоразведочное производство, начиная с 2010 года растут на 1,5 - 4% в год, то затраты федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы продолжают падать и в 2011 году уровень бюджетного финансирования был уже на 15% ниже уровня финансирования 2005 года

Выполнение мероприятий Долгосрочной программы в денежном выражении в 2011 году составило только 36%, тогда как в 2007 году фактическое финансирование геологоразведочных работ из средств федерального бюджета составило 110% к объемам, предусмотренным Программой.

В условиях снижающегося бюджетного финансирования Роснедра в целом сохраняет приоритетные направления работ, предусмотренные Мероприятиями Долгосрочной государственной программы для работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета. Большая часть бюджетных ассигнований 2011 года направлена на нефть газ - 43% от общего объема финансирования. (в Программе - 48%). Доля средств направленных на воспроизводство минерально-сырьевой базы твердых полезных в 2011 году составила 26% (предусмотрено 30%). Уровень затрат на работы общегеологического и специального назначения в 2011 году превысил планируемый объем бюджетного финансирования мероприятий Долгосрочной программы - 27% против 16%. Это объясняется необходимостью усиления работ по обоснованию внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане.

Уменьшение бюджетного финансирования обусловило ухудшение основных показателей деятельности Федерального агентства по недропользованию - прирост ценности недр, полученный за счет локализации и оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, уменьшился в 1,7 раза, результативность работ уменьшилась в 2 раза.

Несмотря на ухудшение основных показателей деятельности в связи с недофинансированием мероприятий Долгосрочной программы, Роснедрами обеспечено выполнение показателей по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 2011 год, утвержденных Минприроды России на основании планируемых лимитов бюджетных средств.

Теперь хочу отметить наиболее значимые результаты геологоразведочных работ 2011 года.

Работы общегеологического и специального назначения выполнялись по 8 направлениям на 162 объектах. Общий объем финансирования составил 5,4 млрд. руб., что на 17% ниже уровня 2010 года (в сопоставимых ценах).

Работами 2011 года выявлена и обоснована 41 перспективная площадь для постановки поисковых работ.

Обеспечен прирост геологической изученности территории Российской Федерации масштаба 1:1 000 000 на площади 670 тыс. кв. км, масштаба 1:200 000 - на 71 тыс.кв. км, гидрографической изученности масштаба 1:200 000 - более 5000 кв. км. Продолжено создание глубинной основы расширения ресурсного потенциала перспективных и слабоизученных северных и восточных регионов страны и прилегающих акваторий.

По материалам экспедиционных геофизических работ методом МОВ-ОГТ (объем 6 335 пог. км) в Северном Ледовитом океане изучено геологическое строение и мощность осадочного чехла для использования этих данных при определении положения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации.

Объем, содержание и качество полученной информации отвечают требованиям комиссии ООН по границам континентального шельфа. Положительные результаты рассмотрения комиссией ООН заявки нашей страны позволят обеспечить увеличение площади континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане на 1,2 млн. км2, а, значит, и право России на освоение богатейших запасов углеводородного сырья.

В рамках работ по прогнозу землетрясений продолжается создание автоматизированной системы наблюдений на скважинах ГГД-поля с телеметрической передачей данных наблюдений за развитием сейсмической обстановки регионов.

Осуществлены прогнозы сезонного положения уровней грунтовых вод на 2011-2012 годы.

Выполнена оценка состояния геологической среды на территории страны. В целях информационного обеспечения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлены региональные прогнозы развития опасных геологических процессов.

Геологоразведочные работы на нефть и газ проводились на территории всех федеральных округов, за исключением Центрального, а также в пределах акваторий арктических морей на 94 объектах, из них 66 переходящих и 28 новых. Наибольшее количество объектов ГРР приходится на Сибирский ФО - 27, Дальневосточный ФО - 13 и континентальный шельф -13.

В 2011 году затраты федерального бюджета на углеводородное сырье составили 8,7 млрд. руб., что на 16% ниже уровня финансирования 2010 года (в сопоставимых ценах).

В связи с сокращением бюджетного финансирования почти вдвое уменьшились объемы параметрического бурения (с 17,1 тыс. м в 2008 г до 4,6 тыс. м в 2011 г.) и примерно на треть объемы сейсморазведки (с 44,8 тыс. пог. км в 2008 г до 30,8 тыс. пог. км в 2011 году).

В строительстве находилось 6 параметрических скважин, завершены строительством 3 скважины.

К лицензированию подготовлены участки недр площадью 400 тыс. кв. км.

Объем локализованных прогнозных ресурсов категории D1 составил 4 млрд. тонн условного топлива.

В Красноярском крае по результатам региональных сейсморазведочных работ выявлены три новые крупные зоны нефтегазонакопления.

В Республике Саха (Якутия) завершены работы на Средне-Ленском объекте с оценкой прогнозных локализованных ресурсов в вендском комплексе по категории D1 в количестве 41 млн. тонн.

В Саратовском секторе Прикаспийской НГП завершены детализационные сейсморазведочные работы в комплексе с электроразведкой. Уточнено строение крупной подсолевой Озинской структуры органогенного генезиса с оценкой локализованных ресурсов 200 млн. тонн условного топлива.

В пределах южного сектора Баренцевоморского шельфа выделены перспективные на нефть и газ региональные, зональные и локальные объекты, дана оценка их углеводородного потенциала.

Региональными сейсморазведочными работами в центральной и восточной частях моря Лаптевых уточнена модель глубинного геологического строения и дан прогноз перспектив нефтегазоносности региона.

Недропользователями открыто 54 новых месторождения нефти и газа, в том числе: в Приволжском ФО - 24, в Сибирском - 13, в Уральском - 9, в Северо-Западном ФО - 3, в Южном ФО - 3, на акватории Охотского моря - 1. Всего за период 2005-2011 гг. выявлено 421 месторождение углеводородов, в том числе 353 месторождения нефти и 68 месторождений газа.

Добыча жидких углеводородов в 2011 году по данным Минэнерго России составила 511 млн. т. Ожидаемый прирост разведанных запасов нефти и конденсата (с учетом переоценки) - 700 млн. т. Коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами составил 1,37.

Добыча  газа в 2011 году составила 638 млрд. м3. Ожидаемый прирост - 1,1 трлн. м3. Коэффициент восполнения добычи нефти разведанными запасами за счет разведки и переоценки составил 1,72.

Начиная с 2005 года, прирост запасов углеводородов превышает годовой уровень их добычи. Всего за период 2005 - 2011 годов добыча нефти и конденсата составила 3,2 млрд. т, а прирост запасов - 4,7 млрд. т; добыча газа составила 4,2 трлн. м3, а прирост запасов - 5,4 трлн. м3.

Геологоразведочные работы по обеспечению воспроизводства ресурсной базы подземных вод в 2011 году выполнялись на 63 объектах, из них 15 объектов завершаются в 2011 году. Объем бюджетного финансирования составил 359,8 млн. руб., что на 24% меньше, чем в 2010 году (в сопоставимых ценах).

Прирост запасов питьевых и технических подземных вод, полученный за счет средств федерального бюджета составил 11 тыс. м3/сут.

В первом квартале 2011 года завершен объект по оценке ресурсного потенциала подземных вод для питьевого водоснабжения населения и обеспечения водой объектов промышленности на территории Российской Федерации. В рамках объекта оценены ресурсы подземных вод по гидрогеологическим структурам I и II порядка, подготовлена цифровая карта ресурсного потенциала подземных вод для питьевого водоснабжения населения и обеспечения водой объектов промышленности, созданы картографические и фактографические базы данных с исходными данными для подсчета ресурсов подземных вод.

Затраты недропользователей на проведение геологоразведочных работ на подземные воды в 2011 году составили 868,2 млн. руб. Это на 7,5% мене, чем в 2010 (в сопоставимых ценах).

Прирост запасов питьевых и технических подземных вод, полученный недропользователями составил 979 тыс. м3/сут.

На твердые полезные ископаемые геологоразведочные работы в 2011 году проводились на 169 объектах, в том числе - 18 тематических.

Объем бюджетного финансирования - 5,5 млрд. руб. составил 84% от уровня финансирования 2010 года и только 58% от уровня 2007 года.

Тем не менее, по результатам работ выполнены и перевыполнены все плановые показатели по приросту разведанных запасов и прогнозных ресурсов за счет средств федерального бюджета, утвержденные Минприроды России на 2011 год. При этом задание по локализации и оценке прогнозных ресурсов золота перевыполнено более чем в три раза.

Наиболее значимые результаты геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2011 году.

Выявленный в Магаданской области новый золоторудный объект с прогнозными ресурсами золота 160 т увеличивает ресурсный потенциал Яно-Колымской провинции до 3 600 т, что позволит обеспечить ежегодную добычу золота из недр до 100-120 т на протяжении многих десятилетий.

Изучаемое на Чукотке перспективное медно-порфировое с золотом проявление Ольховское в комплексе с доразведуемым поблизости месторождением Песчанка может послужить основой для создания крупной сырьевой базы меди на Северо-Востоке страны.

В Калмыкии и Забайкалье изучается группа небольших месторождений урана пригодных для отработки методом кучного выщелачивания, освоение которых обеспечит ежегодную добычу урана в объеме 800 - 1000 тонн в течение 25 - 30 лет.

Выявленный в Магаданской области объект с богатыми железными рудами положит начало созданию новой крупной минерально-сырьевой базы железных руд.

В Южно-Якутском угольном бассейне локализованы прогнозные ресурсы коксующихся углей марки ОС категории Р1 - 40 млн. т и категории Р2 - 100 млн. т

Подготовлен значительный ресурсный потенциал цементного сырья в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области.

Поставлены на государственный баланс запасы стекольных песков в Томской области.

В 2011 году продолжались геологоразведочные работы по изучению ресурсов недр Мирового океана, осуществляемые в рамках программных мероприятий по реализации «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года».

Затраты федерального бюджета на морские работы составили 487 млн. руб., что практически соответствует уровню бюджетного финансирования работ 2010 года (в сопоставимых ценах).

Как и в прошлые годы осуществлялось геологическое изучение железомарганцевых конкреций (ЖМК) рудной провинции Кларион-Клиппертон и кобальтомарганцевых корок (КМК) Магеллановых гор Тихого океана, а также глубоководных полиметаллических сульфидов (ГПС) Атлантического океана.

В 2011 году локализованы 54 перспективные рудные залежи железомарганцевых конкреций (ЖМК) и оценены их прогнозные ресурсы категории Р1 в объеме 30,4 млн. т.

Прирост прогнозных ресурсов кобальтомарганцевых корок (КМК) категории Р2 составил 155 млн. т.

Прирост прогнозных ресурсов глубоководных полиметаллических сульфидов (ГПС) за 2011 год по категории Р2  - 4,3 млн. т.

Официально принята на XVII сессии МОМД в июле 2011 года Заявка Российской Федерации на утверждение плана работы по разведке ГПС. Продолжена работа по формированию геологических материалов для Заявки Российской Федерации в МОМД на утверждение плана работы по разведке кобальтоносных марганцевых корок.

Коротко о результатах геологоразведочных работ за счет средств недропользователей.

В 2011 году по результатам государственной экспертизы запасов признан факт открытия 69 месторождений твердых полезных ископаемых, а за период 2005 - 2011 гг. - 314 месторождений.

По результатам оценочных и разведочных работ получены приросты разведанных запасов, превышающие добычу из недр по углю (109%), железным рудам (172%), золоту (118%).

Хочу сказать несколько слов о выполнении Роснедрами функции проведение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых.

Государственная экспертиза информации о запасах полезных ископаемых осуществляется Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (ГКЗ Роснедра). Организация подготовки экспертных заключений осуществляется ФБУ «ГКЗ», которое имеет свои территориальные подразделения (филиалы).

Государственная экспертиза является одним из эффективных элементов управления минерально-сырьевым комплексом России в части рационального и комплексного использования полезных ископаемых, повышения извлечения их из недр. Экспертиза стимулирует привлечение недропользователями новых современных, более эффективных технологий добычи и переработки полезных ископаемых

В процессе экспертизы оценивается достоверность широкого комплекса геолого-экономической и проектной документации, принимаются решения о постановке запасов на государственный баланс, вовлечении месторождений в промышленное освоение, внедрения новых эффективных технологий.

В 2011 году проведена экспертиза 2133 объектов. С 2004 по 2011 год количество экспертиз выросло в 16 раз, в том числе экспертиз, выполняемых территориальными подразделениями ГКЗ - в 7 раз.

Подавляющее количество экспертиз (75-85%) выполняются по объектам углеводородного сырья.

ГКЗ Роснедра и ФБУ «ГКЗ» проводят работы по совершенствованию методологии государственной экспертизы, осуществляют взаимодействие с международным сообществом (Европейской федерацией геологов, Обществом инженеров нефтяников, Комитетом по международным стандартам отчетности о запасах) по вопросам классификаций и учета запасов и ресурсов полезных ископаемых и совершенствованию нормативных документов в этой области. Представители ГКЗ Роснедра принимали участие в работе Группы экспертов по вопросам классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых при Европейской экономической комиссии ООН.

В 2011 году за проведение государственной экспертизы запасов в федеральный бюджет перечислено 350 млн. руб., тогда как бюджетные затраты на проведение экспертизы составили 276,2 млн. руб.

В результате экспертной деятельности с 2005 по 2011 год в федеральный бюджет поступило 1 433 млн. рублей при общих затратах на проведение государственной экспертизы 1 125 млн. руб.

Рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых

В 2011 году в Роснедра и его территориальные поступило 686 заявлений с материалами на согласование проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых. В результате проверки был отклонен от рассмотрения 181 проект по причине некомплектности. Направлено в Территориальные и Центральную комиссии по разработке месторождений твердых полезных ископаемых комиссию 505 проектов. Из них согласовано 438, отказано в согласовании и отправлено на доработку 67 проектов.

Количество согласованной проектной документации на разработку месторождений углеводородного сырья в 2011 году составило 552

Результаты лицензионной деятельности

В 2011 году проведено 829 аукционов и конкурсов. Для сравнения - в 2010 году было проведено 944 аукциона и конкурса, т.е. на 14% больше. Всего в 2005 - 2011 годах Роснедра проведено 5 235 аукционов и конкурсов на право пользования недрами, в том числе: по участкам недр, содержащим углеводородное сырье - 1 802; твердые полезные ископаемые - 3 433

Из 829 проведенных аукционов и конкурсов состоявшимися признаны 343 (41%), в т.ч. по углеводородам состоялось 72 из 244 (30%), а по твердым полезным ископаемым - 271 из 585 (46%).

Основными причинами большого числа несостоявшихся аукционов являются низкая инвестиционная привлекательность выставляемых на аукционы участков недр и низкое качество заявочных материалов.

Объем разовых платежей за пользование недрами по результатам проведенных аукционов и конкурсов в 2011 году составил 58 млрд. рублей, но в связи с проведением ряда аукционов и конкурсов в декабре месяце, в федеральный бюджет в 2011 году было перечислено 50,9 млрд. руб., при бюджетном задании - 58 млрд. рублей.

Суммарные разовые платежи по итогам аукционов и конкурсов в 2005-2011 годах, перечисленные в федеральный бюджет, составили 366,3 млрд. руб. при бюджетном задании (прогнозе) - 272,4 млрд. руб., выполнение бюджетного задания составило 134%.

В 2011 году количество участков недр, предоставленных для геологического изучения за счет средств недропользователей, осталось на уровне 2010 года, но при этом на 25% снизилась доля невостребованных участков, на которые не поступило заявок от недропользователей, и в 1,3 раза возросло количество участков, на которые поступило 2 и более заявки.

В 2011 г. выдано 33 лицензии на право пользования недрами по факту открытия месторождений полезных ископаемых при проведении поисковых работ за счет средств недропользователей. При этом остаются неразрешенными проблемы законодательного характера, затрудняющие лицензирование недропользования первооткрывателей.

По-прежнему актуальными являются проблемы организационного характера, не зависящие от Федерального агентства по недропользованию:

- весьма длительной является процедура получения решения Правительства по участкам недр федерального значения (в 2011 году выдано только 3 лицензии по участкам недр федерального значения из 4 заявок, с учетом заявок поступивших в 2010 году).

- Минэкономразвития России не представляется информация о ценах на большинство видов полезных ископаемых для расчета разовых платежей.

В 2011 году Роснедрами выполнен большой объем работ по переоформлению лицензий - 1125 и внесению дополнений в лицензии - 471.

Совместно с Росприроднадзором проводится активная работа с нарушителями условий пользования недрами. Рассмотрено представлений Росприроднадзора по 444 лицензиям. За невыполнение условий лицензий направлено 242 уведомления и по 142 лицензиям право пользования досрочно прекращено.

Должен сказать несколько слов о борьбе Роснедра за сохранение предприятий геологической отрасли в 2005 - 2008 годах.

В ходе проведения административной реформы в 2004 году Роснедрам было передано 22 предприятия и 4 учреждения (одно учреждение ликвидировано в 2007 году) из 193 предприятий и 65 учреждений, находившихся в ведении МПР России до 2000 года. Абсолютное их большинство прекратило свое существование в ходе акционирования, реорганизации, перепрофилирования и банкротства.

Политика постепенной приватизации организаций геологического профиля привела к частичной утрате сведений о строении, запасах и условиях эксплуатации как действующих, так и перспективных месторождений полезных ископаемых. Таким образом, было крайне необходимо приостановить процесс акционирования предприятий геологического профиля и запретить продажу акционерных обществ геологического профиля, сохранив 100% акций в государственной собственности.

Для решения данного вопроса были направлены обращения в Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Совет Федерации, Минэкономразвития России, Росимущество.

Решением Правительства Российской Федерации приватизация предприятий геологической отрасли была приостановлена.

Основные задачи 2012 года

В 2012 году запланировано увеличение объемов финансирования работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы из средств федерального бюджета на 30% (26 млрд. руб.). К 2014 году планируется довести объемы бюджетного финансирования геологоразведочных работ до объемов, предусмотренных мероприятиями Долгосрочной государственной программы - т.е. до 41 млрд. руб.

Увеличение бюджетного финансирования позволит увеличить количество объектов государственного заказа по воспроизводству минерально-сырьевой базы в 2011 году на 200 объектов, в том числе на углеводородное сырье - на 80, на твердые полезные ископаемые на 120.

Но, учитывая среднюю продолжительность выполнения работ на объекте - 3 года и специфику геологоразведочных работ, когда результаты (прогнозные ресурсы) бывают получены на завершающих этапах работ, практические результаты увеличения объемов бюджетного финансирования 2012 года будут получены только в 2014 году.

Принимая во внимание также фактор уменьшения поискового задела для большинства стратегических видов полезных ископаемых, обусловленного недостаточным бюджетным финансированием последних лет, особое значение приобретает необходимость усиления опережающих геолого-геофизических прогнозно-поисковых работ.

В условиях необходимости скорейшего наращивания поискового задела и при увеличении объемов бюджетного финансирования приоритетными направлениями геологоразведочных работ являются.

Для работ общегеологического и специального назначения:

- продолжение геолого-геофизических работ по обоснованию внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;

- создание и обновление мелко- и среднемасштабной геолого-геофизической картографической продукции по перспективным регионам страны;

- повышение уровня изученности опасных геологических процессов и процессов загрязнения подземных вод на пунктах государственной опорной сети и полигонах федерального значения;

- выполнение необходимых работ по обеспечению геополитических интересов Российской Федерации в Антарктике.

Планируемые на 2012 год затраты федерального бюджета на проведение работ общегеологического и специального назначения составляют 6,1 млрд. руб., что только на 2% отличается от уровня финансирования прошлого года (в сопоставимых ценах).

Наиболее значительная доля бюджетных затрат - 2,7 млрд. руб. (44%) будет направлена на проведение региональных геолого-геофизических и геологосъемочных работ.

Будет выполнена подготовка современной геологической основы для обоснования заявки России в комиссию ООН по расширению границ континентального шельфа России в Арктике и Тихоокеанском секторе

Прирост геологической, изученности масштаба 1:1 000 000 планируется на площади около 1 млн. кв. км, что на 43% больше, чем в 2011 году

Предполагается выделение и обоснование не менее 40 перспективных площадей для постановки поисковых работ.

По углеводородному сырью приоритетными направлениями работ 2011 года являются:

- продолжение реализации Программы геологического изучения и лицензирования Восточной Сибири и республики Саха (Якутия);

- продолжение реализации Программы параметрического бурения в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия);

- продолжение работ на территории Уральского федерального округа и на континентальном шельфе Российской Федерации.

- продолжение работ по обоснованию и ремонту экологически и технически опасных скважин нераспределенного фонда недр.

В 2012 г. на проведение ГРР на нефть и газ планируется затратить из федерального бюджета 12,5 млрд. руб. (при 8,7. млрд. руб. в 2011 г.). Работы будут проводиться на 156 объектах, 80 из которых - новые. При этом планируется отработать порядка 35 тыс. пог. м сейсморазведки 2Д и продолжить бурение 3 параметрических скважинах, проходка по которым составит около 4000 м. Кроме того, 7 параметрических скважин в 2012 будет начато строительством.

Прирост прогнозных ресурсов категории Д1 планируется в объеме 6 000 млн. тонн условного топлива - это в 1,5 раза больше, чем в 2011 году.

К лицензированию предполагается подготовить участки недр площадью около 400 тыс. кв. км.

Приоритетными направлениями работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в 2012 году являются:

- концентрация работ в пределах ранее обоснованных центров экономического роста с использованием программно ориентированных принципов планирования;

- продолжение геологоразведочных работ на остродефицитные стратегические виды минерального сырья (хром, марганец, рений и др.);

- сохранение достигнутых темпов работ и выполнение международных обязательств по изучению Мирового океана, имеющих важное геополитическое значение.

- геолого-экономический анализ, переоценка имеющихся прогнозных ресурсов и кадастровая оценка участков недр с целью вычленения активной части запасов Государственного баланса.

Затраты федерального бюджета на проведение геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2012 г. вырастут до 7 млрд. руб., это на 23% больше, чем в 2011 году, но все же они составляют только 82% от уровня бюджетного финансирования 2007 года.

Как и в прошлые годы, основные объемы работ будут направлены на расширение поискового задела стратегических видов минерального сырья. Распределение затрат федерального бюджета по направлениям работ составит: на благородные металлы и алмазы - 44% от общего объема финансирования твердых полезных ископаемых, на черные, цветные и редкие металлы - 28%, на уран - 12%.

В 2012 году планируется завершение поисковых работ в Якутии с целью выявления ресурсов коксующихся углей особо ценных марок.

Будет завершена переоценка ресурсного потенциала Приаргунского урановорудного района.

Следует отметить, что в 2012 году по результатам тематических работ, впервые с 2003 года, будет проведена пообъектная количественная оценка прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых Российской Федерации.

Планируется завершение разработки технологии подземного выщелачивания рения и попутных компонентов из рений-молибден-урановых руд Бельского месторождения.

Ожидаемые приросты прогнозных ресурсов основных видов твердых полезных ископаемых категории Р1 и Р2 по результатам работ 2012 года:

уголь - 320 млн. т;

уран - 100 тыс. т

железные руды - 230 млн. т;

медь - 4 млн. т;

золото - 1 000 т.

В заключение доклада хочу сказать несколько слов о проблемах, затрудняющих Роснедрам решение задач воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

Если одна из основных проблем, сдерживавшая развитие геологоразведочных работ в течение последних лет, на сегодняшний день решена - я говорю о недостаточности бюджетного финансирования, то другая проблема остается.

Это проблема несовершенства нормативно-правовой базы в сфере недропользования.

Для решения задач, поставленных Стратегией развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, в рамках совершенствования нормативно-правового обеспечения отношений недропользования требуется:

- принятие мер по дальнейшему совершенствованию порядка предоставления в пользование участков недр федерального значения;

- разработка и принятие подзаконных актов, регулирующих порядок установления, изменения границ предоставленных в пользование участков недр и расчета разового платежа при таком изменении границ;

- создание нормативной правовой базы для геологического изучения и разработки трансграничных месторождений полезных ископаемых;

- внесение соответствующих изменений в земельное, лесное и водное законодательства Российской Федерации в части положений ст. 25. 1 Закона РФ «О недрах», регламентирующих вопросы предоставления и изъятия земельных участков, лесных участков, водных объектов, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

- разработка и нормативное закрепление понятийного аппарата, используемого в законодательных и других нормативных правовых актах, регулирующих отношения в сфере использования недр (понятия «участок недр», «месторождение полезных ископаемых» и т.д.);

- создание прозрачной системы санкций за нарушение условий пользования недрами и установление формализованных оснований для прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр и др.

Есть еще одна проблема, не решаемая с самого начала деятельности Роснедр - это проблема технического перевооружения геологоразведочных предприятий. Техническая база действующих предприятий в значительной степени изношена и сильно устарела. Для её решения Роснедра считают целесообразным восстановить строку финансирования по статье «техническое перевооружение подведомственных предприятий».

В заключение, воспользуюсь случаем, чтобы поздравить вас с нашим общим профессиональным праздником, Днем геолога. Позвольте пожелать вам успехов, крепкого здоровья, семейного благополучия и, конечно же, удачи.

ВСЕГЕИ
ФГБУ ВИМС
ГКЗ
Гидроспецгеология
Цнигри
Росгеолфонд
Внииокеангеология
ВНИГНИ
ИМГРЭ
ЗапСибНииГГ
ФГКУ "Росгеолэкспертиза"
Минприроды России
Росприроднадзор
Росгидромет
Рослесхоз
Росводресурсы