Кабинет недропользователя

Доклад заместителя Руководителя Федерального агентства по недропользованию В.Н. Бавлова

Замаститель Руководителя Федерального агентства по недропользованию В.Н. Бавлов

Уважаемые коллеги: участники и гости 2-й международной выставки «Недра-2005»!

От имени Федерального агентства по недропользованию поздравляю вас с открытием Выставки и научно-практической конференции и желаю всем Вам успехов и плодотворной творческой работы.

Недра России, ее минерально-сырьевая база имеют  исключительную роль в отечественной и мировой экономике. За счет минерально-сырьевого комплекса формируется почти 50% российского бюджета и более 70% валютных поступлений от экспорта.
Добыча и переработка полезных ископаемых составляет основу экономики всех субъектов Российской Федерации, являющихся донорами федерального бюджета (кроме Москвы и Санкт-Петербурга). Нефть, природный газ, уголь, черные, цветные и благородные металлы, алмазы обеспечивают стабильную социально-экономическую обстановку в регионах севера Европейской части России, Урала, большей части Сибири, и Дальнего Востока. Во многих окраинных регионах России добывающая промышленность является градообразующей и, включая обслуживающие отрасли, обеспечивает до 75% рабочих мест.
Для достижения цели удвоения ВВП, поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и необратимого изменения вектора развития отечественной экономики уже в ближайшие годы потребуется дальнейшее наращивание объемов добычи полезных ископаемых,

В то же время, как Вам всем известно, основной проблемой минерально-сырьевой базы  России на протяжении уже почти полутора десятков лет является резкое отставание объемов прироста запасов основных видов полезных ископаемых (нефти, газа, цветных, черных и благородных металлов) от объемов их добычи. При сохранении указанной тенденции уже с 2010-2015 годов может начаться  снижение уровня их добычи.

Одновременно, минерально-сырьевая база России не обеспечивает потребностей промышленности по отдельным видам полезных ископаемых, таким как хром, марганец, титан, алюминиевое сырье. Дефицит восполняется поставками из стран ближнего и дальнего зарубежья.

На решение задачи воспроизводства отечественной минерально-сырьевой и направлена прямо или косвенно вся деятельность  Федерального агентства по недропользованию.

Следует сказать, что в  последние год-два интерес к поискам, разведке и освоению российских месторождений твердых полезных ископаемых существенно возрос. В частности, оказываются востребованными не только месторождения с низкотехнологичными рудами, размещенные в сложных географо-экономических условиях, но и даже проявления полезных ископаемых с достаточно неопределенными перспективами. В этих условиях совершенно очевидной становится ограниченность фонда подготовленных к передаче в разведочную стадию и в промышленное освоение перспективных участков недр и высокорентабельных месторождений, что выдвигает задачу активного пополнения этого фонда в разряд особо важных федерального уровня. Именно это делает особо актуальными известные приоритеты в деятельности Федерального агентства по недропользованию:

• во-первых - создание новых сырьевых баз высоколиквидных и дефицитных видов полезных ископаемых в новых районах;
• во-вторых – выявление нетрадиционных для России типов месторождений в существующих горно-промышленных регионах;
• в-третьих - укрепление минерально-сырьевых баз действующих предприятий с целью улучшения либо стабилизации социально-экономических условий и обеспечения геополитических интересов в отдельных регионах России.

Реализуя эти задачи,   МПР России, а со второго полугодия 2004 года -  наше Агентство, в рамках общегеологического изучения недр России,  на которое было направлено порядка 30% средств федерального бюджета на геологоразведочные работы, организовали выполнение значительного объема различных региональных исследований, ориентированных на раскрытие ресурсного потенциала слабоизученных территорий страны, а также на уточнение перспектив старых горнорудных районов на основе современных научных знаний.

70% бюджетных средств было направлено непосредственно на воспроизводство минерально-сырьевой базы, то есть на проведение поисковых и  оценочных работ, в результате которых удалось получить ряд положительных результатов.
В частности:

Существенно расширены перспективы выявления новых месторождений углеводородного сырья, как  в  старых добывающих районах Урало-Поволжья, Западной Сибири (за счет изучения более глубоких  частей недр), так и в новых регионах Восточной Сибири, а также на северном и дальневосточном континентальных шельфах России. Объем локализованных прогнозных ресурсов углеводородного сырья составил 2,8 миллиардов тонн условного топлива. Затраты на это направление составили 44 % от всех средств федерального бюджета на геологоразведочные работы.

В результате работ на подземные воды (2 % средств) получен прирост запасов в объеме более 1 млн. куб. метров в сутки, что решило проблему обеспеченности водой городов Брянска, Казани, Зеленодольска, Альметьевска, Нижнекамска и других.
Поисковые работы на твердые полезные ископаемые были ориентированы прежде всего на высоколиквидные и остродефицитные их виды, такие как золото, алмазы, хромовые и марганцевые руды и другие, всего на 21 вид полезных ископаемых.
В результате обеспечено расширение минерально-сырьевой базы меди, свинца и цинка в сфере действия государственных и градообразующих старых горнодобывающих предприятий в Свердловской области, Республиках Башкортостан и Северная Осетия,  угольных разрезов в Кемеровской области.

В районах традиционной золотодобычи, в частности в Магаданской области, доказаны перспективы выявления крупнообъемных золоторудных месторождений новых нетрадиционных для России геолого-промышленных типов, на которых могут быть применены современные технологии добычи и переработки руд.  Освоение таких месторождений в недалеком будущем (с 2010 года) позволит резко (в 1,5 - 2 раза)  увеличить объем добычи золота в стране.

На Полярном Урале решается проблема создания отечественной сырьевой базы остродефицитных хромовых руд.
Установлены перспективы выявления крупных месторождений урана в Республике Карелия и Сибири.

 Обоснованы предпосылки выявления новой сереброрудной провинции на востоке Республики Саха (Якутия) и развития новых золоторудных сырьевых баз в Ямало-Ненецком автономном округе и Алтайском крае.

 Успешно продолжается работа по созданию новых ресурсных баз дефицитных видов агрохимического и горнотехнического сырья в Оренбургской, Сахалинской областях, Республике Башкортостан и на Северном Кавказе.

В части твердых полезных ископаемых, мы осуществляем концентрацию средств на работы по высоколиквидному сырью (золото, серебро, платиноиды, алмазы), что  объясняется конъюнктурой внутреннего рынка. 75% объектов лицензирования в России – это благородные металлы и алмазы. Разработка месторождений благородных металлов и алмазов позволяет наполнить бюджет страны и обеспечить ее золотовалютные резервы.

При этом нельзя не сказать, что в  2004 году для финансирования всех видов работ по геологическому изучению недр из средств федерального бюджета было выделено 6.0 млрд. рублей, что составило лишь 60% от суммы, определенной Федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России». В целом, с учетом средств бюджетов субъектов федерации, а это 4 млрд. рублей и средств недропользователей в сумме 49 млрд.рублей, суммарный объем финансирования в 2004 году по оперативным данным составил около 60 млрд. рублей, что явно недостаточно.

Распределение средств на ГРР из внебюджетных источников полностью отражает коньюктуру рынка. Более чем 42 млрд. рублей, или 86%, направлено на выявление и разведку месторождений углеводородного сырья (в основном в Уральском и Приволжском федеральных округах). Более 5 млрд. руб., или около 11 % средств - на  поиски и разведку месторождений благородных металлов и алмазов (это, главным образом, Сибирский и Дальневосточный округа).

В абсолютных цифрах общие затраты на ГРР в 2004 году на 5 млрд. рублей больше, чем в 2003 году, за счет увеличения внебюджетных средств. Однако при переходе к сопоставимым ценам, с учетом индексов-дефляторов оказывается, что затраты на геологоразведочные работы в 2004 году понизились по сравнению с 2003 годом на 5%.  Обеспечение же компенсации добычи полезных ископаемых приростом запасов требует,  по оценкам специалистов, увеличения общего объема финансирования по всем источникам минимум в 2 раза. Данный факт требует внимания с целью разработки законодательных мер по привлечению инвестиций в геологоразведку путем совершенствования законодательства о недрах, налогового  законодательства, совершенствования системы лицензирования  и т.д. В этом направлении нам всем предстоит достаточно серьезно поработать.
Считаем, что изменить ситуацию к лучшему и уже к 2010 году приблизиться к простому вопроизводству по основным видам полезных ископаемых в значительной мере позволит реализация одобренной Правительством Российской Федерации «Долгосрочной государственной программы изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы на период 2005-2020 годы».
Хочу отметить, что на 2005 год объем финансирования из федерального бюджета составляет 10.8 млрд. рублей и по сравнению с 2004 годом увеличен в 1.8 раза,  что связано с передачей на федеральный уровень полномочий субъектов Российской Федерации по финансированию мероприятий по геологическому изучению недр.

Вполне естественно, что соответственно выделенным ассигнованиям федерального бюджета в 2005 году планируется значительное повышение показателей воспроизводства МСБ по всем видам полезных ископаемых. В частности, объемы локализуемых и оцененных прогнозных ресурсов по сравнению с 2004 годом  возрастут:

- по углеводородному сырью в 1,7 раза
- по твердому топливу – в 3,8 раза
- по золоту, алмазам и хромовым рудам – в 1,5 –2  раза
- по меди – в 5 раз,
- по свинцу, цинку – в 10 раз
- по различным видам неметаллических полезных ископаемых – от 2 до 4 раз.

Впервые за последние годы планируются показатели прироста для титана, марганца, никеля, сурьмы, циркония, платиноидов.
Федеральное агентство по недропользованию в сфере своей компетенции лишь косвенно может осуществлять регулирование деятельности предприятий недропользователей, осуществляя следующую свою важную функцию – функцию предоставления права пользования недрами.

 При этом мы не ставим себе задачу немедленно раздать весь нераспределенный фонд недр. Лицензирование на право пользования недрами осуществляется Агентством на программной основе, учитывающей коньюктуру рынка,  потребности страны в целом и отдельных территорий в тех или иных видах минерального сырья и рациональное его использование.

С целью совершенствования и ускорения процесса лицензирования пользования недрами установлено разграничение полномочий по вопросам лицензирования участков недр между Федеральным агентством  и его территориальными органами.

Следует отметить, что в соответствии с принятыми в августе 2004 года  поправками к Закону Российской Федерации «О недрах» существенно сократились сроки проведения аукционов, а также уменьшилось количество согласований, что уже позволило провести более 100 аукционов. При этом суммарный объем разовых платежей по сравнению с 2003 годом возрос в 6 раз и составил около 7 млрд рублей. В 2005 году планируется проведение аукционов более чем по 250 участкам недр, в результате которых ожидается поступление в бюджет более 25 млрд рублей.

Основной проблемой лицензирования  является то обстоятельство, что после  вступления  в  действие  (август 2004 года) изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» практически был заблокирован процесс привлечения инвестиций в геологоразведку в связи с необходимостью принятия ряда нормативных правовых документов, регламентирующих процесс лицензирования, прежде всего на геологическое изучение недр и на разведку и добычу по факту открытия месторождения.

 В настоящее время этот вопрос близится к решению.
Ряд функций Федерального Агентства по недропользованию направлен на обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы. Это прежде всего организация государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и ведение их балансов, согласование проектов на разработку месторождений.

В этой области нашей деятельности также есть проблемы. Для их решения разработана схема реформирования самой системы проведения государственной экспертизы в сфере недропользования, которая находится в стадии реализации.
Заканчивая свое выступление, хочу подчеркнуть, что проблема воспроизводства и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов должна постоянно являться объектом государственного и общественного внимания. Решение ее возможно лишь в случае объединения усилий всех ветвей государственной власти, гражданского общества и бизнеса.
В заключение хочу поздравить Вас всех, уважаемые коллеги, с наступающим Днем геолога, пожелать Вам здоровья, оптимизма, успешной работы в деле изучения и освоения недр, и конечно здоровья и благополучия.

 Благодарю за внимание.

ВСЕГЕИ
ФГБУ ВИМС
ГКЗ
Гидроспецгеология
Цнигри
Росгеолфонд
Внииокеангеология
ВНИГНИ
ИМГРЭ
ЗапСибНииГГ
ФГКУ "Росгеолэкспертиза"
Минприроды России
Росприроднадзор
Росгидромет
Рослесхоз
Росводресурсы