Деятельность
ЦКР РОСНЕДР
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Итоги работы по геологическому изучению недр за 2004 год и задачи на 2005 год

22 марта 2005

В соответствии с федеральной целевой программой и основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования работы по государственному геологическому изучению недр в 2004 году проводились в «интересах обороны и безопасности страны, для прогнозирования, выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных районах, обеспечения потребностей отраслей промышленности в геологической информации о недрах, а также для прогнозирования геологических процессов, опасных для жизни и здоровья населения».

Решались следующие главные задачи:

Обеспечение программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России общегеологической информацией, имеющей оптимальную полноту, достоверность и высокие прогностические свойства.

Формирование фонда высокоресурсных минерагенических и рудных объектов, выделяемых и рекомендуемых к дальнейшему изучению по результатам производства региональных геолого-геофизических работ.

Создание целевых пакетов интегрированной геологической информации для обоснования перспективных участков под постановку поисковых работ.

Обеспечение многофункциональной геологической информацией, в том числе государственными геологическими картами, общехозяйственной деятельности государства.

Настоящие задачи были поставлены перед вновь созданным в прошедшем году Управлением геологических основ, науки и информатики, курирующем работы общегеологического и специального назначения, по девяти основным направлениям, включающим:

региональные геолого-геофизические и геологосъемочные работы;

создание государственной сети опорных геолого-геофизических профилей, параметрическое и сверхглубокое бурение;

военно-геологические работы и гравиметрические работы;

геолого-геофизические работы по прогнозу землетрясений;

гидрогеологическую, инженерно-геологическую и геоэкологическую съемки;

мониторинг и охрана геологической среды;

государственное геологическое информационное обеспечение;

тематические и опытно-методические работы;

международную деятельность.

Совокупный годовой объем финансирования работ по этим направлениям составил 1 миллиард 640 миллионов рублей, или 15% расходов федерального бюджета на геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2004 году. 255 миллионов рублей было направлено на региональные исследования на континентальном шельфе России и в Антарктиде. В целом работы выполнялись по 137 объектам, 47 из которых завершены окончательными отчетами.

Оценка результатов проведенных работ осуществлена по их эффективности, то есть по приросту информационных ресурсов и их влиянию на оптимизацию прогнозных геологических и управленческих решений. Геологическая эффективность оценивалась по 4 известным категориям: общей геологической, прогнозной, поисковой и хозяйственно-экономической.

Общая геологическая эффективность измеряется приростом общегеологических знаний о недрах: об их строении, физико-химическом состоянии, ресурсном потенциале, эндогенных, экзогенных и антропогенных процессах. Эта информация отражается преимущественно на сводных и обзорных геологических картах и глубинных геолого-геофизических моделях, как конечной продукции региональных геологических исследований.

Выделим следующие наиболее значимые результаты таких работ в 2004 году:

Составлены и изданы обзорные геологические, геохимические и геофизические карты, карты тектонического и металлогенического районирования России с описанием моделей металлогенических таксонов глобального, регионального и территориального рангов. Всего подготовлены более 20 комплектов таких карт, наиболее значимыми из которых являются сводные карты геологического содержания Центральной Азии, юга Восточно-Европейской платформы и Урало-Монгольского складчатого пояса.

Практически полностью завершена подготовка пилотного варианта единой системы региональной геолого-геофизической информации, ключевым звеном которой являются ГИС-АТЛАСЫ геологического содержания по всем федеральным округам и субъектам Российской Федерации. Созданная ГИС-система открыта к постоянному пополнению за счет картографических и фактографических ресурсов любых масштабов.

По результатам работ на глубинных опорных профилях в Европейской части России, Средней Сибири и на Северо-Востоке страны разработаны современные глубинные геолого-геофизические и прогнозные модели этих территорий, подготовлены рекомендации по постановке прогнозно-поисковых работ на различные виды полезных ископаемых.

По работам на Кольской и Уральской сверхглубоких скважинах получены принципиально новые данные о глубинных процессах рудообразования. В режиме мониторинга прослежены вариации физических полей, существенно расширен диапазон глубин для прогноза полезных ископаемых и опоискования.

На основе современных лабораторно-аналитических и изотопно-геохронологических исследований, результаты которых использованы при обзорном геологическом картографировании, выявлены новые закономерности размещения и условия формирования крупных и уникальных месторождений полезных ископаемых, осуществлена разбраковка отображенных на картах геологических объектов по их перспективности.

В целом, затраты на работы общегеологического направления составили в прошедшем году 350 миллионов рублей.

Прогнозная геологическая эффективность отражает прогностические свойства карт геологического содержания и позволяет на этой основе выявить закономерности рудообразования, размещение металлогенических объектов различных рангов. Эта информация получена, прежде всего, из комплектов Госгеолкарты–1000. Геологическое картографирование этого масштаба выполнялось по 3 объектам на 40 номенклатурных листах, охватывающих площадь около 3 млн. кв. км.

Мелкомасштабная геологическая информация существенно дополнена результатами опережающих и сопровождающих геохимических, геофизических работ и дистанционного зондирования Земли.

По результатам государственного мелкомасштабного картографирования получена современная информация о геологическом строении перспективных территорий, выделены и получили положительную оценку и рекомендации к постановке работ на последующих стадиях 72 металлогенических объекта. Так:

В Читинской области и Бурятии существенно увеличены перспективы листа N-49 на выявление промышленных золоторудных объектов с оценкой прогнозных ресурсов золота более 400 тонн.

В Ямало-Ненецком автономном округе на Полярном Урале в пределах листа Q-41 выявлен новый для района тип меднорудной минерализации с платиной, палладием и золотом в расслоенных интрузивных комплексах. Высокая экспертная оценка прогнозных ресурсов этих металлов позволяет проектировать здесь постановку детальных геологосъемочных и прогнозно-поисковых работ.

При производстве гидрогеологических съемок в южной Эвенкии на листах О-47,48 на площади 50 тыс. кв. км выделены области техногенного загрязнения подземных вод и локализованы защищенные источники питьевого водоснабжения.

По завершенным мелкомасштабным геохимическим работам на площади более 1 млн. кв. км на Северном Урале, в Карелии, Восточном Забайкалье, Приморье, на Камчатке и в Восточной Сибири геохимически обоснованы потенциально высокоресурсные металлогенические зоны, районы и узлы и подготовлены рекомендации по проведению геологоразведочных работ последующих стадий.

В целом суммарные годовые ассигнования на производство различных видов геологического картирования масштаба 1:1000000 составили 112 миллионов рублей.

Поисковая геологическая эффективность – это эффективность выявления перспективных рудных объектов – районов, узлов, полей, площадей и участков, получивших обоснование комплексными геологическими материалами, достаточными для постановки прогнозно-поисковых или поисково-оценочных работ. Информационной базой подобных рекомендаций является Госгеолкарта-200. Работы этого масштаба проведены на 22 объектах. В НРС представлены 28 комплектов Госгеолкарты-200, составленных по съемкам прежних лет.

Из геофизических работ в масштабе 1:200000 выполнялись гравиметрические съемки с подготовкой к изданию 26 листов Государственной гравиметрической карты для ранее незаснятых районов Красноярского края, Якутия и других территорий.

В процессе среднемасштабных съемок и по материалам ранее проведенных работ получены следующие важные практические результаты:

В 7 комплектах ГК-200 содержится информация о 11 выявленных, либо прогнозируемых перспективных участках, по которым подсчитаны прогнозные ресурсы золота, алмазов, платиноидов, титана, циркония, серебра, хромитов, молибдена, марганца и других полезных ископаемых. В числе значимых можно отметить Сортавальский объект в Карелии, перспективный на алмазы; Западно-Борзовский объект в Воркутинском районе, перспективный на золото; Юмагазинскую площадь в Башкирии с прогнозируемыми объектами марганца, медистых песчаников и фосфоритов; Верхне-Камскую алмазоносную площадь в Пермской области; золотоносную Джидинскую площадь в Бурятии.

По результатам опережающих геохимических работ на Северном Урале в Ханты-Мансийском автономном округе выделены 3 новых высокоперспективных аномальных на золото геохимических узла.

По результатам среднемасштабной гравиметрической съемки в Якутии оконтурена площадь погребенного Центрально-Верхоянского трога, что позволило выделить 4 перспективных участка для постановки прогнозно-поисковых работ на золото и серебро.

Некоторые количественные показатели поисковой эффективности, выраженные в объемах прогнозных ресурсов, следующие: золото – 2.5 тыс. тонн, алмазы – 40 млн. карат, медь – 12 млн. тонн, серебро – 12 тыс. тонн, платиноиды – 52 тонны, марганец – 11 млн. тонн, хромиты – 20 млн. тонн, молибден – 220 тыс. тонн.

Суммарные ассигнования на производство среднемасштабных геологических съемок в 2004 году составили 137 млн. руб. В работе было задействовано 35 объектов. Такой объем работ представляется недостаточным, с чем согласны экспертные группы отраслевых институтов, которыми были рекомендованы ГСР на более чем 100 листах Госгеолкарты-200.

Хозяйственно-экономическая эффективность заключается в приросте геологической и минерально-сырьевой информации, необходимой для хозяйственной деятельности и эффективного развития экономики. Имеются в виду такие показатели, как надежное геологическое обоснование гражданского и промышленного строительства, мониторинг геологической среды, прогноз опасных процессов и явлений, повышение эффективности землепользования и охраны недр, усиление обороноспособности страны, международная деятельность и защита национальных интересов в геополитике, оптимизация информационного обеспечения недропользования.

Эффективность работ этого направления может быть оценена в качественных показателях. Так в 2004 году:

Выполнена оценка геодинамического состояния геологической среды основных сейсмоопасных регионов России по данным мониторинга гидрогеодеформационного и геофизического полей на Северном Кавказе, Байкальском, Сахалинском, Приморском, Алтае-Саянском и Камчатском регионах, в Приамурье. Ежедекадные доклады направлялись в иформационно-аналитические центры по прогнозу землетрясений в соответствии с установленными регламентами.

Военно-геологические работы проведены в соответствии с Постановлением Правительства России в рамках реализации оборонного заказа и переданы в определенные техническим заданием ведомства.

Мониторинг геологической среды выполнялся на территории всех субъектов Российской Федерации с проведением режимных наблюдений на 5500 пунктах гидрогеологических наблюдений и более 1150 пунктах наблюдений за развитием опасных экзогенных геологических процессов. По согласованному регламенту информация направлялась в органы МЧС России, Росземкадастр, Росгидромет, Минздрав России, а также администрации субъектов Федерации.

Государственное геологическое информационное обеспечение выполнялось по следующим основным объектам:

ведение федерального фонда геологической информации, архивов первичных данных;

подготовка государственного баланса запасов полезных ископаемых и учет эксплуатационных запасов подземных вод;

ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;

формирование и ведение Государственного банка цифровой геологической информации;

подготовка и тиражирование информационных, методических и научно-популярных изданий; комплектование, содержание и организация использования отраслевых библиотечных и музейных фондов;

формирование и ведение информационной системы регулирования использования минерально-сырьевых ресурсов;

государственная регистрация геологоразведочных работ и ведение баз данных о их выполнении;

учет и ведение изученности территории и массива лицензионных материалов;

составление регламентных статистических отчетов, подготовка Государственного доклада «О состоянии и использовании минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

формирование и ведение банка цифровой геолого-картографической информации.

В рамках международных проектов проведены фундаментальные геологические исследования в Арктике и Антарктиде, Карело-Кольском регионе, Средней и Центральной Азии, на Кавказе. Эти исследования получили высокую международную оценку и послужили основой для предложений от ряда зарубежных стран к расширению работ, стимулировали постановку новых международных проектов. Обсуждение таких предложений состоялись на рабочих встречах руководителя Федерального Агентства с руководителями геологических служб ряда зарубежных стран в рамках работы 32 сессии Международного геологического конгресса в Италии, 8 сессии Межправсовета по разведке, использованию и охране недр в Грузии, на 2 сессии Петербургского международного экономического форума.

Результаты работы Агентства неоднократно демонстрировались на многочисленных отраслевых и международных выставках и презентациях.

В целом на перечисленные в этом разделе работы, включая прогноз землетрясений, мониторинг геологической среды, военно-геологические исследования и информатику было направлено около 700 миллионов руб.

Так, в общем, выглядят итоги прошедшего года. Во второй части доклада я хотел бы остановиться на приоритетных направлениях деятельности по курируемым направлениям геологоразведочных работ на 2005 год.

План работ на текущий период составлен с учетом анализа состояния геологической изученности страны, результатов работ предыдущего года и геологических задач, поставленных перед Федеральным агентством на 2005 год. При этом выбор направлений, видов и объемов работ, их территориальная привязка осуществлялись с учетом сложившейся ситуации в минерально-сырьевом комплексе страны и приоритетов в его развитии. В частности учитывались такие факторы как:

состояние геологической изученности территорий,

наличие геологических предпосылок наращивания ресурсов высоколиквидных и остродефицитных видов твердых полезных ископаемых;

благоприятные горно-геологические и геолого-экономические условия для освоения месторождений;

достаточный ресурсный потенциал, обеспечивающий формирование рентабельных минерально-сырьевых баз в пределах конкретных территорий;

возможности выявления потенциально высокоресурсных рудных объектов в малоизученных регионах.

С учетом этих факторов были сформированы основные разделы плана на текущий год. При этом целевое назначение и геологические задачи, решаемые работами общегеологического и специального назначения, в 2005 году были сохранены. По-прежнему, среди широкого комплекса многофункциональных задач приоритетным остается обеспечение геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы полной и достоверной геологической информацией с высокими прогностическими свойствами. Эта задача будет решаться на современной научной и технологической базе, которая включает:

Формирование и ведение единого отраслевого банка геолого-картографической информации и функционирующей на его основе информационно-аналитической системы «Геология и минеральные ресурсы России».

Форсированное создание фонда геологически высокоресурсных металлогенических и рудных объектов полного масштабного ряда, рекомендуемых для постановки геологосъемочных, прогнозно-поисковых и поисково-оценочных работ.

Создание современной прогнозно-металлогенической основы в виде комплекта Государственной геологической карты среднего и мелкого масштаба, состоящего из набора регламентированных геологических и тематических карт, карт-врезок для перспективных участков, электронных векторных моделей металлогенических объектов, тематических баз и банков данных. При этом должны быть учтены новые научно-технологические принципы сбора, хранения, обработки и представления геологических данных в виде цифровых пакетов интегрированной информации, привязанных к объектам тектонического и металлогенического районирования территории.

Развитие системы ГИС-атласов с их пополнением геологическими данными, получаемыми за счет федерального и территориального бюджетов, а также за счет средств недропользователей. Регламенты передачи таких данных должны быть определены Федеральным Агентством.

Широкое (и обязательное) использование при проведении полевых и камеральных работ современных лабораторно-аналитических методов (геохронологических, изотопно-геохимических, и др.) исследования пород, руд и минералов.

В проект плана работ на 2005 год включены 165 объектов: 90 переходящих и 75 вновь начинаемых. Необходимые ассигнования на производство работ по переходящим объектам составляет 1 млрд. 300 млн. руб.; по новым объектам предусмотрено 980 млн. руб.

Геологоразведочные работы будут проводиться по следующим приоритетам:

В блоке региональных геологических исследований:

Намечено составление сводных и обзорных карт геологического содержания масштаба 1:500000 и мельче, включая пополнение и актуализацию ГИС-Атласов по всем Федеральным округам и формирование цифровых пакетов интегрированной геологической информации по металлогеническим таксонам различных рангов.

Предусмотрена оценка минерагенического потенциала территорий на различные виды полезных ископаемых в рамках работ по составлению Госгеолкарты-1000 на площади более 3 млн. кв. км с врезками работ более крупных масштабов на перспективных участках.

Поставлена задача выявления и локализации прогнозных ресурсов различных полезных ископаемых на площади 50 тыс. кв. км в рамках работ по составлению Госгеолкарты-200 с подготовкой новых перспективных поисковых площадей и участков и одновременным усилением опережающих геохимических, геофизических и дистанционных работ.

В разделе работ по созданию государственной сети опорных геофизических профилей, параметрических и сверхглубоких скважин намечено:

Продолжение исследований по созданию опорных геофизических профилей и глубинных геолого-геофизических моделей с прогнозом глубинных рудоносных структур на Северо-Востоке Российской Федерации, юге Европейской России, в Восточной Сибири, на шельфе в акватории Северного Ледовитого океана.

Завершение программы сверхглубокого бурения фундаментальной проработкой накопленных данных, а также получение новых материалов по результатам проходки параметрических скважин, в частности на Воронежском щите.

В разделе геолого-геофизических работ по прогнозу землетрясений

Намечено получение и оперативное доведение до заинтересованных ведомств сейсмогеологичесой информации, используемой для прогноза землетрясений на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Сахалине, Камчатке, в Забайкалье; усиление работ в Алтае-Саянском регионе, где в настоящее время отмечается резкое увеличение сейсмогеодинамической активности.

В Военно-геологическом разделе плана предусмотрены инженерно-геологические исследования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации в рамках реализации оборонного заказа.

Гравиметрические работы специального назначения будут проведены в Красноярском Крае, Якутии и других необеспеченных среднемасштабными гравиметрическими картами регионах России для создания геофизической основы региональных и прогнозно-поисковых работ, а также решения задач федерального уровня в области геодезии и обороны.

По мониторингу и охране геологической среды остается актуальной задача по обеспечению рационального и безопасного использования геологической среды Российской Федерации на основе изучения ее состояния и прогнозирования происходящих в ней процессов. При этом изменится организационная структура работ: исполнение федерального заказа будет осуществляться по индивидуальным проектам в пределах федеральных округов .

Государственное геологическое информационное обеспечение сохранит свое целевое назначение, решаемые геологические задачи и методы их реализации. Приоритетным остается пополнение и ведение фонда геологической информации; подготовка и ведение Государственного баланса запасов, Государственного кадастра месторождений и Государственного реестра работ; пополнение Государственного банка цифровой геологической информации, формирование статистической отчетности, цифровых пакетов интегрированной геологической информации и др.

Реализация перечисленных задач на территориальном уровне потребует серьезных усилий. В тоже время организационное разобщение ТФИ и Росгеолфонда поставило Федеральное Агентство перед необходимостью разработки различных вариантов реализации функций ТФИ в федеральных округах и субъектах Российской федерации. Проводятся необходимые проработки вариантов решения этой проблемы с Министерством природных ресурсов России.

Тематические и опытно-методические работы, связанные с геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы, будут направлены на научно-методическое сопровождение геологоразведочных работ и внедрение в производство передовых методов и технологий. Актуальным является направление, связанное с обменом опытом производства геологоразведочных работ и научных исследований в рамках совместных международных программ и выставочной деятельности, организуемой в сфере недропользования.

Все обозначенные выше приоритетные направления обоснованы территориальными агентствами по недропользованию, подтверждены решениями ученых советов головных институтов и рекомендованы НТС Роснедра к реализации.

В текущем году работа по обозначенным приоритетам будет проводиться в рамках пяти «Средне-долгосрочных программ» по основным направлениям деятельности управления Геологических основ, науки и информатики. Их разработка рекомендована Министерством в развитие ряда статей, затрагивающих региональные исследования в «Долгосрочной Государственной программе изучения недр и воспроизводства Минерально-сырьевой базы на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья» на период до 2020 года.

Тем самым будет обеспечен реальный переход на программно-целевое планирование и управление работами общегеологического и специального назначения, что позволит достигнуть главную цель Федерального агентства по недропользованию: создать условия для устойчивого сбалансированного развития минерально-сырьевой базы , обеспечивающей текущие и прогнозируемые потребности экономики страны в минеральном сырье.