Кабинет недропользователя

Другие публикации

Заключение Общественного совета при Федеральном агентстве по недропользованию по результатам общественного обсуждения по теме: «О координации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию по созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий»

Заслушав сообщение Начальника Управления геологических основ, науки и информатики Роснедр А.М.Лыгина, Общественный совет при Федеральном агентстве по недропользованию (на заседании 25 февраля 2016 г.) отмечает актуальность проблемы координации деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федерального агентства по недропользованию по созданию охранных зон особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Так, вопросы создания охранных зон ООПТ и установления их границ определены Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 (далее – Правила).

В частности, Правилами регламентируется процесс подготовки и согласования документации о создании и установлении границ охранных зон ООПТ. Пунктом 12 Правил определено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации готовит решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде проекта приказа, а также пояснительную записку к проекту приказа с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ (далее – проект приказа, пояснительная записка).

При этом, в соответствии с п. 4 Правил, при определении ширины и конфигурации охранной зоны ООПТ учитывается, в том числе, нахождение на территории, планируемой для создания охранной зоны, месторождений и проявлений полезных ископаемых. Соответствующая информация предоставляется Федеральным агентством по недропользованию при согласовании проекта приказа, а также пояснительной записки согласно п. 14 Правил.

Однако в настоящее время в процессе согласования проекта приказа и пояснительной записки возникают сложности, связанные с отсутствием детальной правовой регламентации указанного согласования.

Так, в соответствии с п. 13 Правил, пояснительная записка к проекту приказа должна включать в себя сведения о координатах характерных точек границ создаваемой охранной зоны государственного природного заповедника, национального парка или памятника природы федерального значения и ее карту-схему. Однако для надлежащего рассмотрения и согласования Роснедрами представленной документации необходимо установление определенных требований к представляемым материалам. В частности, необходимо предоставление сведений о географических координатах границ создаваемой охранной зоны ООПТ, уточнение требований к формату представления карт-схем и пояснительных записок.

Существует и иная проблема. Так, при расположении в предполагаемых границах охранной зоны ООПТ месторождений и проявлений полезных ископаемых, находящихся в нераспределенном фонде недр, учтенных Государственным балансом запасов полезных ископаемых, Государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых, Роснедра дает предложения по исключению из границ охранной зоны ООПТ территорий месторождений и проявлений полезных ископаемых, т.е. отказывает в согласовании границ охранной зоны ООПТ. Однако в ряде случаев решение об отказе в согласовании границ охранной зоны ООПТ представляется нецелесообразным ввиду геолого-экономических характеристик месторождений полезных ископаемых. Так, в результате геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых с учетом ранее произведенных финансовых затрат на геологоразведочные работы, а также с учетом ценности месторождений полезных ископаемых может быть целесообразным принятие решения о списании с Государственного баланса запасов полезных ископаемых запасов месторождений полезных ископаемых, расположенных в предполагаемых границах охранной зоны ООПТ.  

Однако в настоящее время отсутствует законодательная регламентация механизма принятия Роснедрами указанного решения о списании запасов месторождении полезных ископаемых в пределах предполагаемых границ охранной зоны ООПТ.

По результатам обсуждения проблемы Общественным советом при Федеральном агентстве по недропользованию принято решение об активизации работ по нормативному обеспечению данного направления.

Учитывая вышеизложенное, Общественный совет при Федеральном агентстве по недропользованию считает целесообразным обращение в Минприроды России с целью разработки проекта приказа Минприроды России, уточняющего требования к формату представления карт-схем и содержанию пояснительных записок, а также устанавливающего порядок принятия Роснедрами решения о списании запасов месторождений полезных ископаемых, расположенных в предполагаемых границах охранной зоны ООПТ, с Государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Председатель Общественного совета
при Федеральном агентстве по недропользованию
Л.Е.Чесалов

ВСЕГЕИ
ФГБУ ВИМС
ГКЗ
Гидроспецгеология
Цнигри
Росгеолфонд
Внииокеангеология
ВНИГНИ
ИМГРЭ
ЗапСибНииГГ
ФГКУ "Росгеолэкспертиза"
Минприроды России
Росприроднадзор
Росгидромет
Рослесхоз
Росводресурсы