Письмо Роснедра № ОМ-05-30/2188 от 11.04.06. об итогах приемки годовой бюджетной отчетности за 2005 год

12 апреля 2006

                                                                              

 

 

Руководителям региональных и территориальных
органов и подведомственных  Роснедра учреждений


Годовая бюджетная отчетность за 2005 год Федерального агентства по недропользованию (далее - Роснедра), региональных и территориальных органов и подведомственных государственных  учреждений (далее – учреждения) впервые составлялась по новым правилам.

Основные требования, предъявляемые к отчетности, порядку ее составления и представления сформулированы в приказе  Минфина  России от 21.01.05 № 5н (в редакции приказа Минфина России от 11.11.05             № 137н) (далее - Инструкция).  Письмом Минфина России от 05.09.05        № 42-7.1-01/2.4-250 до главных распорядителей доведены разъяснения и особенности представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство. Приказом Минфина России от 20.12.04 № 118н определены сроки представления сводной квартальной и годовой отчетности об исполнении смет доходов и расходов главных распорядителей и иных получателей средств федерального бюджета, финансируемых из федерального бюджета в соответствии со сводной росписью федерального бюджета за  2004  и 2005 годы.

В целях   обеспечения оперативной и эффективной организации работ по подготовке и своду годовой бюджетной отчетности, соблюдения требований действующего законодательства приказом Федерального агентства  по недропользованию  от 19.01.06 № 25 (далее – приказ Роснедра) утвержден график рассмотрения бюджетной отчетности и пояснительной записки за  2005 год по региональным и территориальным органам и федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Роснедра. Этот приказ установил  порядок согласования форм годовой  бюджетной отчетности  и пояснительной записки, а также регламентировал представление структурными подразделениями центрального аппарата информации по формам и таблицам в соответствии с Инструкцией для формирования сводной пояснительной записки по Роснедра за  2005 год.

В ходе приемки бюджетной отчетности за 2005 год региональных и территориальных органов и подведомственных Роснедра государственных учреждений, установлено, что сроки представления отчетности, определенные приказом Роснедра, нарушены Территориальным агентством по недропользованию по Чукотскому автономному округу и Территориальным агентством по недропользованию по Пермской области.  

Некоторые учреждения в нарушение п.2  Инструкции представили бюджетную отчетность на бумажном носителе без сопроводительного письма, без оглавления  и нумерации страниц. Также не выполнялось требование письма Роснедра от 13.01.05 № ОМ-05-30/41 «О порядке составления и представления годовой бюджетной отчетности за 2005 год» в части  состава годовой отчетности. Имели место случаи отсутствия в составе отчетности формы 0503125 «Справка по внутренним расчетам», формы 0503129 «Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета», а также формы 0521298 «Сведения  об исполнении судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета», представление которой в обязательном порядке, установлено приказом Минфина России от 07.07.05 № 84н.

Бюджетная отчетность представлялась на бумажных носителях  и в электронной версии. Следует отметить, что уделялось  недостаточное внимание предварительному контролю годовой бюджетной отчетности в электронном формате  до ее выгрузки на электронный адрес, так как в процессе обработки и анализа полученной отчетности  были выявлены  ошибки и нарушения контрольных соотношений, несогласованность показателей между формами бюджетной отчетности, что отражено в протоколах контроля. Рассмотрим наиболее характерные ошибки в отчетности подведомственных Роснедра учреждениях, которые вызвали затруднения при подготовке и составлении сводного отчета Федерального агентства по недропользованию за 2005 года.

В форме 0503130 «Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя) получателя средств бюджета» на 01.01.06 входящие остатки, указанные в графах 3,4,5, не соответствовали входящим остаткам, отраженным в балансе за 9 месяцев 2005 года.

Неправомерно отражались остатки средств на конец отчетного периода по строке баланса 161 «Денежные средства учреждения на банковских счетах»  и по строке 167 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте» по  внебюджетным средствам.

В некоторых отчетах в  пассиве баланса  в расчетах с поставщиками и подрядчиками показатели по счету 030200000 имели отрицательное значение.

Обращаем Ваше внимание, что счет 030200000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» пассивный, и согласно Инструкции от 26.08.04 № 70н (с изм. и доп.) предназначен для расчетов за поставленные товары, продукцию, оказанные услуги, выполненные работы, а также по оплате труда.

По кредиту этого счета учитывается кредиторская задолженность за поставленные нефинансовые активы, выполненные работы и оказанные услуги, начисленные  суммы заработной платы, стипендий, пособий  и др.

По дебету счета отражается оплата задолженности перед контрагентами, а также выплаченные суммы по оплате труда.

Перечисление денежных средств в порядке предоплаты (выданных авансов) на этом счете не учитываются.  Для этого следует пользоваться счетом 020600000 «Расчеты по выданным авансам» и учитывать эти суммы отдельно от «Расчетов с поставщиками и подрядчиками».

Допускались ошибки при составлении «Справки к балансу по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года».

Обороты по счетам, образовавшиеся в ходе исполнения бюджета, не соответствовали суммам оборотов по счетам, указанным в форме 0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности» в части фактических расходов и в  форме 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета» в части кассового расхода.  В отдельных отчетах отражались суммы  по счетам, которые не подлежали закрытию в установленном порядке по состоянию на 01.01.06. Кроме того, суммы до заключительных записей (остаток на 01.01.06)  не соответствовали суммам после заключительных записей, т.е. данные по счетам, например, указанным в графе 2 не соответствовали данным, отраженным в графе 6 и графе 10.

При заполнении формы 0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности» по графе 4 «Бюджетная деятельность» неправильно указывалась строка по  полученным доходам от бюджетной деятельности. Эти доходы показывались  по строке 040 «Доходы  от рыночных продаж товаров, работ, услуг»  или по строке 100 «Прочие доходы».

В графе 5 «Внебюджетная деятельность» в суммы начисленных доходов включались  налоги.

Затраты от списания основных средств стоимостью до 1000 рублей по внебюджетной деятельности отражались по строке 092 «Доходы от реализации активов». В соответствии с действующей Инструкцией такие затраты следует отражать по строке 261 «Амортизация основных средств и нематериальных активов».

Имело место некорректного заполнения формы 0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета». В соответствии с требованиями Инструкции данная форма представляется раздельно по бюджетной и внебюджетной деятельности. Для передачи формы по бюджетной деятельности в электронном формате следовало в заголовочной части формы по строке «Наименование вида деятельности» указать «Бюджет»,  а по внебюджетной – «Внебюджет», и в левом углу формы проставить код «500». Невыполнение данных требований, особенно по внебюджетной деятельности, затруднило формирование сводного отчета.

Не всеми учреждениями выполнялось требование минимизации невыясненных поступлений доходов при составлении первого раздела «Доходы бюджета» по бюджетной деятельности, что привело к  наличию доходов субъектов Федерации в   составе доходов  бюджета.

В ряде случаев доходы отражались общей суммой, а не по установленным кодам доходов бюджетной классификации. Иногда коды бюджетной классификации были перепутаны, что не соответствовало данным отчета Федерального казначейства.

При составлении отчета об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета по внебюджетной деятельности как в разделе «Доходы бюджета»,  так и в разделе «Расходы бюджета» не проставлялись сметные назначения, что также приводило к определенным трудностям при составлении сводной отчетности.

Необходимо отметить, что не все учреждения уделили должное внимание пояснительной записке, актуальность которой возросла с введением  в действие новой Инструкции  о порядке составления и представления бюджетной отчетности. По сравнению с прежним порядком ее заполнения (произвольная форма) она четко структурирована, и  определены правила  ее заполнения. Состав сведений пояснительной записки, которые обязательно следовало раскрыть, и порядок их изложения  приведены в разделе VII приказа Минфина России от 21.01.05 № 5н            (в редакции приказа Минфина России от 11.11.05 № 137н).  В данном разделе перечислены наименования и коды форм документов, прилагаемых к пояснительной записке, подлежащие автоматизированной обработке в целях обобщения данных. Дополнительная информация, уточняющая состав или величину показателей, которую невозможно отразить в  табличной форме или прилагаемых  формах документов, необходимо было изложить в текстовой части формы 0503160 - продолжении титульного листа.   

Пояснительную записку в обязательном порядке необходимо было представить в  составе бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.06 на бумажных носителях в регламентированном составе таблиц и форм даже в случае отсутствия данных, должным образом оформленных, а в электронном формате - таблиц и форм, содержащих  показатели.

Однако в ходе приемки отчетности обнаружено, что некоторые  учреждения представили на бумажных носителях не полный комплект таблиц и форм пояснительной записки: отсутствовали регламентированные составом отчетности таблицы и формы, не содержащие показатели, такие как:

- Таблица 3 «Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств»;

- Таблица 4 «Сведения о причинах недофинансирования (образовании неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета»;

-  Таблица 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля»;

- Таблица 6 «Сведения о проведении инвентаризации»  (Считаем, что отсутствие информации  в этой таблице является нарушением нормативно-правовых документов);

-  Таблица 7 «Сведения о результатах контрольных мероприятий»;

-  Форма 053166 «Сведения об исполнении целевых программ»;

-  Форма 053167 «Сведения о целевых иностранных кредитах»;

-  Форма 053171 «Сведения о финансовых вложениях учреждения»;

-  Форма 053172 «Сведения о государственном (муниципальном) долге»;

-  Форма 053176 «Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях».

К тому же в содержательной части не упоминалось об  отсутствии  в документах  данных и  причинах их отсутствия, например, в случае непредставления  «Сведений о целевых иностранных кредитах» (формы 0503166), «Сведений о количестве  подведомственных учреждений и направлении их деятельности» (форма 0503161) и др.

Имело место неполного либо  неправильного заполнения некоторых информационных таблиц и форм, подлежащих обобщению, а также  непредставления их в регламентированном комплекте отчетности. Рассмотрим типичные случаи по представлению неполной информации и некорректному заполнению  некоторых документов, входящих в состав пояснительной записки.

Таблица  1 «Сведения о методах оценки активов и обязательств»:

- заполнялась не по  всем объектам учета. По существу - это табличная форма учетной политики, которая должна отражать особенности учета по каждому имеющемуся  в учреждении объекту учета;

- в графе 1 вместо наименования объекта учета следует указывать его код, например, по основным средствам 101, по учету амортизации 104 и т.д.;

- в характеристике метода оценки приводились документы, например,   во 2-м столбце  по объекту учета денежные средства учреждения  вместо кассового метода указывали  выписку из банка, ОФК; аналогично по подотчетным суммам и пр.;

- некорректное заполнение 3-го столбца, в котором следовало указывать дату того документа, который фиксирует момент отражения операции в учете, например, по подотчетным суммам - дату расходного ордера на основании заявления работника, аналогично по др. объектам.

Таблица  2 «Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения »:

- в таблице следовало перечислить и охарактеризовать только те основные функции и направления деятельности, которые выполнялись и осуществлялись бюджетным учреждением в отчетном 2005 году, (зачастую перечислялось все, что прописано в Положении);

- в некоторых случаях приводилось недостаточное правовое обоснование (как правило, ограничивались только ссылкой на Положение) без указания пункта, статьи закона, Положения.

Таблица 3 «Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств»:

- в некоторых представленных таблицах отражались только мероприятия, направленные на повышение доли закупок на конкурсной основе. Это мероприятие является обязательным и связано с обеспечением соблюдения нормативно-правовых актов. Поэтому в данной таблице следовало отражать внутренние мероприятия бюджетного учреждения, принятые в отчетном периоде и которые привели к экономному и более эффективному расходованию бюджетных средств, например, издание приказа об установлении лимита на пользование услугами сотовой связи, или норматива расходования писчей бумаги и т.п.

Таблица 4 «Сведения о причинах недофинансирования (образовании неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета»:

- данные таблицы заполняются только теми  учреждениями, на которые имеются ссылки в соответствующих правовых документах с указанием статьи закона о бюджете (федеральном, бюджете субъекта РФ, ЗАТО или местном бюджете), к которым относятся  главные распорядители бюджетных средств, учреждения, организующие исполнение бюджетов и органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов,  всеми остальными учреждениями таблица заполняется прочерками.

 Таблица 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля»:

- неполное раскрытие системы внутреннего контроля.

Таблица 6 «Сведения о проведении инвентаризации»:

- из представленных сведений видно, что некоторые учреждения инвентаризировали не все объекты учета, отсутствовали ссылки на номер и дату распорядительного документа.

Таблица 7 «Сведения о результатах контрольных мероприятий»:

- в некоторых представленных  таблицах недостаточно полно и четко приводились факты  выявленных нарушений, не отражались меры, принятые учреждением по  результатам проверки.

Форма 053161 «Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности»:

- представляется всеми учреждениями, в том числе не имеющими подведомственных учреждений, в виде, отвечающем нормативным документам по составлению бюджетной отчетности.

Форма 053162 «Сведения о результатах деятельности»:

- имелись расхождения сведений, представленных на бумажном носителе и сведений в электронном формате, что вызвано некорректной подготовкой (отсутствием кодов) и заполнения данных электронной версии формы. Проставление кодов обязательно, в противном случае на бумаге распечатывается  только первая  строка, остальные игнорируются. По существу, в этой форме отражаются количественно-качественные (статистические) показатели деятельности учреждения.

Форма 053163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета»:

-заполняется и представляется всеми получателями средств федерального бюджета. При заполнении первой графы необходимо указать только код раздела и подраздела функциональной классификации, например, код 0404.

 Форма 053164 «Сведения о кассовом исполнении бюджета»:

- в основном учреждения представили отчет по разделам доходов и расходов только по исполнению бюджетных средств. В соответствии с требованиями Инструкции данная форма составляется раздельно по бюджетной и внебюджетной деятельности в разрезе групп доходов и функциональной классификации расходов. Следует обратить внимание при оформлении доходной части данной формы, как по бюджетной деятельности, так и внебюджетной, что в верхнем правом углу указывается слово «Доходы», а в графе 1 проставляются первые 6 знаков кодов бюджетной классификации доходов - по бюджетной деятельности: 049112, 049113, - по внебюджетной: 049302, 049303.  При оформлении расходной части в верхнем правом углу пишется слово «Расходы», а в графе 1 указываются первые семь символов кодов бюджетной классификации: например, для учреждений   0490411, для территориальных органов 0490404;

- в некоторых отчетах наблюдалось несоответствие отдельных показателей данной формы показателям, отраженным в отчете об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (форма 0503127), в отдельных случаях приводилось некорректное объяснение причин неисполнения бюджета.

Форма 053165 «Сведения об эффективности бюджетных расходов»:

- неполное отражение эффективности расходования бюджетных средств, отдельные учреждения в графе 3 результаты произведенных расходов приводили только в денежном измерении. В то время как Инструкцией предписывается увязать объемы (структуру) бюджетных расходов и полученные результаты (по возможности в количественной оценке) по основным направлениям деятельности (основным функциям).

Форма 053166 «Сведения об исполнении целевых программ»:

-заполняется показателями в случае финансирования учреждения в рамках целевых программ и подпрограмм (федеральных).

 Форма 053167 «Сведения о целевых иностранных кредитах»:

-заполняется показателями в случае использования учреждениями иностранных кредитов в соответствии с программой государственных внешних заимствований.

 Форма 053168 «Сведения о движении нефинансовых активов»:

- некоторыми учреждениями допущены внутриформенные арифметические ошибки;

- наблюдалось несоответствие  величины остатков на начало и на конец года соответствующим остаткам, отраженным в балансе исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя),  получателя средств бюджета (форма 0503130);

- большинством учреждений не  представлена расшифровка по составу нефинансовых активов, не приведена информация о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждений основными средствами, не описаны мероприятия по улучшению их состояния и обеспечению их сохранности и т.д.

-отсутствовали сведения о своевременности поступления материальных запасов.

Для анализа показателей бухгалтерского баланса пунктом 108  раздела VII  Инструкции предусмотрена необходимость раскрытия информации о составе нефинансовых активов, их состоянии, обеспеченности и пр. в текстовой части пояснительной записки.

Форма 053169 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности»:

- некоторыми учреждениями были представлены  сведения только в разрезе бюджетной деятельности при наличии дебиторско-кредиторской задолженности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Инструкция предусматривает составление этой формы раздельно по бюджетной и внебюджетной деятельности, а также раздельно по каждому виду задолженности (отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженности), с расшифровкой причин их образования. При этом расчеты по налоговым платежам отражаются по видам налогов в соответствующие уровни бюджетов;

- допускались арифметические ошибки при расчете итоговых сумм;

- имели место случаи некорректного заполнения графы 4 (без указания номера и даты документа) и графы 5 (неправильное объяснение причины либо без заполнения текстовой ее части);

- неправильно указывали номер счета бюджетного учета  в первой графе.  В соответствии с приказом Минфина России от 26.08.04 № 70н номер счета 26-разрядный. Поэтому все разряды в обязательном порядке подлежат заполнению. Следовало указать номер счета в следующем виде, например, по территориальным органам по бюджетной деятельности 04904040010000006120806000, по внебюджетной 04900000000000000220503000.

Форма 053171 «Сведения о финансовых вложениях учреждения»:

- при наличии финансовых вложений раскрывается информация об их наличии и правовых основаниях наличия финансовых вложений по каждому их виду, в противном случае  в электронном виде не заполняется.

Форма 053172 «Сведения о государственном (муниципальном) долге:

- данный объект учета, как правило, в бюджетных учреждениях, подведомственных Роснедра, отсутствует, но следует представлять ее только на бумажном носителе.

Форма 053173 «Сведения об изменении остатков валюты баланса»:

- как правило,  изменение остатков валюты баланса может быть обусловлено переоценкой нефинансовых активов, проводимой по Постановлению Правительства РФ, а также реорганизацией учреждения. В этом случае приводятся сведения об изменении валюты  баланса на начало финансового года и представляются в электронном формате в разрезе счетов бюджетного учета.

Форма 053176 «Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях»:

- заполняется в случае обнаружения недостач и наличия фактов хищений в отчетном году с обязательным указанием принятых мер по выявлению и восполнению  сумм недостачи.

Форма 053177 «Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения»:

- некоторые отчеты содержали методическую ошибку - по строке 30 отражали суммы, направленные на приобретение лицензионного программного обеспечения, которые следовало отражать по строке 20.  Обращаем внимание, что

 по строке 30 отражаются расходы исключительно на приобретение или создание нематериальных активов.

Отмеченные недостатки и ошибки были устранены в ходе приемки отчетности.

В заключение следует отметить, что в составлении и подготовке пояснительной записки, должны принимать участие не только работники бухгалтерской службы, но и специалисты других отделов и подразделений, обеспечивающих выполнение показателей по основным видам деятельности и выполнение предписанных функций учреждения.

Предупреждаю руководителей учреждений о персональной ответственности за нарушение установленных сроков представления бюджетной отчетности и невыполнение требований  приказа Роснедра от 19.01.06 № 25.

Заместитель Руководителя                                        
О.С.Монастырных

Другие новости раздела