01 апреля 2022
Поздравление с Днём геолога руководителя Федерального агентства по недропользованию Петрова Е.И.
28 марта 2022
Поздравление руководителя Федерального агентства по недропользованию Е.И. Петрова коллективу Федерального государственного бюджетного учреждения «Росгеолфонд» с 85-летием со дня основания
31 января 2022
Поздравление руководителя Федерального агентства по недропользованию Е.И. Петрова  коллективу Всероссийского научно-исследовательского геологического института имени А.П. Карпинского со 140-летием со дня основания
15 декабря 2021
Поздравление руководителя Федерального агентства по недропользованию Е.И. Петрова с новым, 2022 годом
12 ноября 2021
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года №3154-р "О руководителе Федерального агентства по недропользованию"
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года...
26 октября 2021
Поздравление врио руководителя Федерального агентства по недропользованию Е.И. Петрова коллективу ИМГРЭ с 65-летием со дня образования
02 сентября 2021
Поздравление врио руководителя Федерального агентства по  недропользованию Е.И. Петрова с Днем нефтяной, газовой и топливной промышленности
25 августа 2021
Поздравление врио руководителя Федерального агентства по недропользованию Е.И. Петрова с Днем шахтера
06 августа 2021
Завершилась XIII Всероссийская открытая олимпиада юных геологов

ВНИИОкеангеология отмечает 70-летие

В 2018 году НИИГА-ВНИИОкеангеология, созданному Постановлением Совета Министров СССР №2534-1047 10 июля 1948 года, исполняется 70 лет. Его рождение 70 лет назад явилось закономерным событием, подготовленным всем ходом развития отечественной геологии. В Арктике уже были открыты уникальные ресурсные объекты, и этот регион имел все основания стать значимым для укрепления минерально-сырьевой базы страны. НИИГА создавался на базе Горно-геологического управления Главсевморпути и Отделения геологии Арктического научно-исследовательского института с целью проведения «всесторонних научных исследований по изучению геологического строения и перспектив на полезные ископаемые Центрального и Восточного секторов Советской Арктики и геологического картирования этих регионов», а позднее, в 1953 г., был передан в ведение Министерства геологии и охраны недр СССР. Среди отечественных и зарубежных организаций, занимающихся в течение многих лет изучением природной среды и геологии Арктики, Научно-исследовательскому институту геологии Арктики (НИИГА), ныне - Всероссийскому научно-исследовательскому институту геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга» (ВНИИОкеангеология), принадлежит ведущее место.
Отмечая юбилей НИИГА-ВНИИОкеангеология, мы отдаем дань памяти первому директору института - мудрому человеку и опытному геологу Борису Васильевичу Ткаченко и славной команде исследователей НИИГА первого поколения: Н.Н. Урванцеву, В.Н. Саксу, В.М. Лазуркину, Б.Х. Егиазарову, М.Г. Равичу, И.П. Атласову, Ф.Г. Маркову, К.К. Демокидову, В.Н. Соколову, М.Ф. Лобанову, М.И. Рабкину, Н.А. Гедройцу, Г.Л. Вазбуцкому, В.А. Вакару, А.И. Гусеву, Д.В. Левину, С.М. Крюкову, Ю.С. Глебовскому, Е.Н. Фрайбергу, Р.М. Деменицкой. Список этот можно продолжать и продолжать.
Именно при Борисе Васильевиче Ткаченко сформировался тот демократичный дух, который отличал НИИГА от других геологических организаций и продолжает оставаться визитной карточкой ВНИИОкеангеологии.
Первоначально основным видом деятельности НИИГА была геологическая съемка арктических территорий. В миллионном, а затем и в двухсоттысячном масштабе были закартированы огромные территории от Урала и Пай-Хоя до Верхоянья, узловые районы Северо-Востока, острова Северного Ледовитого океана. С 1962 года начато геологическое изучение Шпицбергена. Выпущенные НИИГА в 1960-1970-х годах сводные карты Арктики и научно-методические работы по геологическому картированию принесли ему заслуженный авторитет и в нашей стране, и за рубежом. Фактически в НИИГА была сформирована собственная оригинальная научная школа, заложившая фундаментальные основы стратиграфии, палеонтологии, литологии, четвертичной геологии и неотектоники Арктических территорий и акваторий. В свободном состязании глобальных тектонических идей в институте сложилась концепция единой циркумполярной Арктической геодинамической системы, которая сегодня наиболее корректно описывает взаимоотношения континентальной и океанической литосферы в Северном полушарии.
Перечень месторождений, открытых при прямом участии специалистов института, приближается к трем десяткам. С Первой Советской Антарктической экспедиции (1955-1956 гг.) институт включился в геолого-геофизическое изучение Южной полярной области Земли, быстро завоевывая здесь ведущие позиции среди стран – участниц Договора об Антарктике.
К началу 1970-х годов НИИГА представлял собой мощную исследовательскую организацию численностью (вместе с подчиненными экспедициями) более 1200 человек. В это время институтом была подготовлена первая карта перспектив нефтегазоносности арктического шельфа СССР, которая наглядно продемонстрировала новый источник углеводородов, сопоставимый по ресурсам с Западной Сибирью.
В уставе института, утвержденном Министром геологии в 1971 г., в качестве объекта исследований уже значились не только «полярные территории», но и «акватории Земли».
В 1972 году было создано научно-производственное объединение «Севморгео» в составе: НИИГА как головной организации, Полярной (г.Ломоносов), Морской арктической (г.Мурманск) и Норильской экспедиций. Позже для исследования дальневосточных акваторий была сформирована Северо-Тихоокеанская экспедиция. Руководителем объединения и одновременно института был назначен ученый-нефтяник, впоследствии академик, Игорь Сергеевич Грамберг. Структурная форма научно-производственного объединения оказалась наиболее плодотворной, обеспечивая реальное функционирование технологической цепочки от научного прогноза до геологоразведки. Главный итог – доказательство существования на арктическом шельфе единого гигантского пояса нефтегазонакопления – Арктического супербассейна, что по праву относится к числу крупнейших геологических открытий второй половины ХХ века.
В июле 1981 года НИИ геологии Арктики был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана с возложением на него функций головной организации отрасли по данному направлению деятельности (что в сущности было не более чем официальным закреплением реально сложившегося положения). В эти же годы институтом были открыты крупные россыпные провинции: Челюскинско-Североземельской (золото) и Восточно-Лаптевской (олово).
НИИГА-ВНИИОкеангеология явился пионером и научным лидером в формировании такого принципиально нового научного и ресурсного направления, как геология и минерагения глубоководной области Мирового океана (исследования железомарганцевых конкреций, кобальтомарганцевых корок и глубоководных полиметаллических сульфидов).
Практически три десятилетия, до октября 2002 года, институтом руководил Игорь Сергеевич Грамберг, с именем которого связано становление нефтяной геологии арктического шельфа и минерагении Мирового океана.
В 2002 году институт возглавил Валерий Дмитриевич Каминский, соратник и помощник Игоря Сергеевича Грамберга, ныне член-корреспондент Российской академии наук. В качестве директора ВНИИОкеангеологии, бережно сохраняя традиции и научные достижения Института, Валерий Дмитриевич определил новый вектор его развития. Представляя собой тип современного руководителя, он четко определил основные направления деятельности института, соответствующие решению геологических проблем ХХI века.
ФГБУ «ВНИИОкеангеология» с конца 80-х гг. прошлого века и по настоящее время является единственной организацией в ведении Федерального агентства по недропользованию, выполняющей работы в области геологического изучения континентального шельфа, Мирового океана, Арктики и Антарктики (распоряжение МПР России № 144-р от 24.03.2003).
В числе важнейших достижений института отметим нижеследующие.
Развернуты исследования (совместно с ГУНиО МО, ПМГРЭ и рядом других участников) по обоснованию внешней границы континентального шельфа (ВГКШ) России геолого-геофизическими и батиметрическими методами, имеющие исключительное геополитическое значение. На основе современных компьютерных технологий переобработан и включён в банк данных весь массив геофизических наблюдений, выполненных в Северном Ледовитом океане, начиная с 1960-х годов; на основе «Конвенции ООН» создана уточненная карта-цифровой проект положения ВГКШ России в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана, обосновывающая расширение экономической зоны России за пределы 200-мильной зоны с приростом площади на 1,2 млн кв. км.
Комиссия ООН по границам континентального шельфа 12 марта 2014 г. удовлетворила заявку России о включении в состав ее континентального шельфа анклава площадью 52 тыс. кв. км, находящегося в срединной части Охотского моря. Таким образом, результат десятилетней работы коллектива ВНИИОкеангеологии увенчался успехом. За многолетнюю плодотворную работу по реализации основных направлений национальной морской политики в области изучения и освоения минеральных и энергетических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и Мирового океана, большой вклад в подготовку заявки в отношении континентального шельфа Российской Федерации в Охотском море и её защиту в Комиссии по границам континентального шельфа Минприроды России сотрудники института удостоены правительственных наград.
Институт возглавляет работу по созданию Государственной геологической карты континентального шельфа России нового поколения масштаба 1:1 000 000. В последние годы в результате регионального геологического картографирования изучена большая часть Арктического шельфа России и прилегающих районов Северного Ледовитого океана. Синтезируя всю накопленную геологогеофизическую информацию, комплекты Госгеолкарты-1000 освещают глубинное строение земной коры и тектонику региона, структуру осадочного чехла, стратиграфический и литологический состав дочетвертичных и четвертичных образований, геоморфологические черты морского дна и прилегающей суши, типы современных донных отложений. В результате картосоставительских работ впервые с исчерпывающей детальностью обобщены и систематизированы все сведения по геологическому строению и полезным ископаемым, установлены структурные и геодинамические взаимосвязи главных тектонических элементов Арктического региона.
Разработана новая система представлений о геологической истории и тектонической структуре Антарктики, являющаяся научной основой для прогнозной оценки минерально-сырьевого потенциала Антарктиды и ее континентальной окраины.
В области минерагении Мирового океана рубеж столетий ознаменовался выходом ряда обобщающих трудов и сводных карт («Металлогеническая карта Мирового океана», «Геолого-минералогическая карта мира» и др.). Достижения сотрудников ВНИИОкеангеологии удостоены премии Правительства Российской Федерации 2012 года в области науки и техники за создание фундаментальной основы исследования океанского гидротермального рудообразования, открытие крупных рудных объектов в Международном районе морского дна и получение исключительного права на их разведку в целях расширения минерально-сырьевого потенциала и укрепления

геополитического статуса Российской Федерации.
Деятельность ВНИИОкеангеология в области изучения твердых полезных ископаемых Арктики активно развивалась в традиционных для института направлениях: коренные и россыпные месторождения высоколиквидных полезных ископаемых (золото, платина и металлы платиновой группы, алмазы, редкие, редкоземельные и цветные металлы); минерагеническое картирование арктических территорий и континентального шельфа; изучение магматических формаций и связанных с ними месторождений полезных ископаемых. При головной роли ВНИИОкеангеологии выполнялась грандиозная межведомственная и межрегиональная программа «Платина России».
Широкое признание мирового научного сообщества получили исследования ВНИИОкеангеологии по геологии субмаринных газовых гидратов.
Пересекая свой 70-летний рубеж, ФГБУ «ВНИИОкеангеология» является многопрофильным научно-исследовательским учреждением, сочетающим лучшие традиции российской геологической школы с технологиями современного мирового уровня и готовым к решению коренных проблем отечественной геологической отрасли.
В настоящее время ФГБУ «ВНИИОкеангеология» - ведущая научно-исследовательская организация Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в области изучения геологического строения и полезных ископаемых дна Мирового океана, Арктики, Антарктики, архипелага Шпицберген и шельфа морей России. Деятельность института направлена на достижение целей и решение задач, обозначенных в таких стратегических документах, как Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов», Морская доктрина Российской Федерации, Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года и других документах, играющих ключевую роль в обеспечении национальной экономической безопасности России.